Мои заметки применимы, разумеется, в равной мере и к альтам и виолончелям (электроальтам и электровиолончелям тоже), а не только к скрипкам и электроскрипкам.

Скрипка или электроскрипка?

Опыт игры на акустическом инструменте у меня с 1985 года, с шести лет. Мне повело с моей первой "целой" скрипкой, она до сих пор остаётся моим основным инструментом. С другой стороны, в процессе работы довелось сотрудничать со многими скрипичными мастерами. В общей сложности через мои руки прошло больше 100 инструментов, на некоторых из которых я играл по нескольку месяцев. Несколько раз удалось поиграть и на старинных итальянских инструментах работы Страдивари, Гварнери дель Джезу и Амати. Электроскрипки пробовал время от времени, но свой инструмент приобрёл в 2005 году.

Итак, в чём, на мой взгляд, отличия электроскрипки и акустического инструмента?

  • Электроскрипка совершенно, абсолютно, безоговорочно непригодна для обучения. Брать в руки электроинструмент, надолго, во всяком случае, стоит только сформировавшемуся музыканту со "взрослым" звуком и стабильной техникой, то есть как минимум после 10-15 лет обучения на акустическом инструменте. В противном случае переход на электроскрипку скажется хуже, чем просто отсутствие занятий или работа в оркестре. Скажем, на курсах вокала никто не начинает обучение с пения в микрофон.
  • На мой взгляд, исключительно глупо требовать от электроскрипки звуковых свойств акустики. Динамический диапазон электроскрипки существенно уже, тембровая палитра меньше, а инерция — больше. Самый натуральный тембр скрипки Страдивари у скрипки Страдивари. Хотя существует информация о "слепых" тестах, когда музыканты якобы не отличали по звуку Страда от электроники, я в это не верю. В любом случае, по ощущениям от игры заменить акустичекий инструмент невозможно.
  • Плюс электроскрипки: она не "ведётся" и не требует микрофона. Конечно, акустическая музыка, тихий концертный зал и профессиональные средства записи не создадут проблемы для акустического инструмента, не требующего подзвучки. Но озвучить скрипку в составе рок-музыки, джаза или электронного проекта бывает затруднительно. Маленькая сцена, не самый лучший микрофон, ограниченное время на саунд-чек или неопытный звукорежиссёр делают это невозможным. Хороший пьезо-датчик частично решает проблему, но при приличном уровне громкости деки скрипки всё равно заводятся и "хватают" барабаны и бас.
  • Электроскрипка гораздо прочнее и никак не реагирует на смену температуры и влажности, чему особенно подвержены старинные инструменты.
  • Электроскрипка, даже с учётом дополнительных электронных устройств, гораздо дешевле приличного акустического инструмента.
  • Для меня главное достоинство электроскрипки — разнообразие тембров, совсем не похожих на звук акустического инструмента. Тут музыкант ограничен только своей фантазией и возможностями электроники. Разумеется, акустический инструмент можно точно так же подключить через микрофон и последовательность обработок, но слышать реальный результат помешает необработанный звук. Кроме того, в данном случае некая усреднённость тембра и суженный динамический диапазон электроскрипки становится достоинством, а не недостатком и упрощает настройку электронных примочек.

Вывод простой: электроскрипка и акустика — это два совершенно разных инструмента с различным предназначением. Нужно чётко определить задачу и решить, какому варианту отдать предпочтение для данного концерта или записи.

Датчик на деку.

Маленький микрофон или пьезо-датчик, наклеиваемый на деку, является неплохим промежуточным решением, когда струнные инструменты надо подзвучивать, но при этом акустические инструменты являются основным звуковым фронтом — нет ни ударных, ни электроники. При таком раскладе отличный результат может дать связка пьезо-датчик плюс внешний микрофон на сойке. Пьезо-датчик музыканту лучше покупать самому. Дело в том, что мастика или специальный скотч, который используется на таких микрофонах, не предназначен для многократного использования, можно попортить деку. Обратите внимание: от выбора точки для крепления такого микрофона зависит тембр полученного звука. Разница даже в 3 миллиметра даёт ощутимый результат. По сути, выбор такой точки позволяет получить совершенно разные тембры. Эта работа требует времени, лучше экспериментировать заранее. Приклеивать датчик в процессе каждый раз нет необходимости, можно просто прикладывать его к деке и слушать результат. Стоит такая штука около 100 евро (AKG, к примеру). Маленький нюанс: для подключения вам понадобится аудиокарта или пульт с фантомным питанием.

Про выбор инструмента и обрабок в соседней статье

Комментарии, ссылки и дополнения приветствуются!