Электроскрипка

Приняв решение о покупке электроскрипки я, разумеется, сравнил много инструментов. Вообще качество изготовления таких инструментов очень разное и зависимости от цены по существу прямой нет. Очевидно, рынок подобных инструментов, особенно в России, очень невелик. Но и в США и Германии я пробовал весьма посредственные инструменты по цене 3000-4000$. В результате остановился на достаточно дешёвой китайской скрипке DiMavery, которую купил в Петербурге.

В большинстве магазинов можно встретить инструменты фирмы Yamaha. Хотя такие скрипки имеют предусиление, мощность сигнала дают почему-то ниже, чем в том инструменте, на котором я остановил свой выбор, хотя моя скрипка не требует батареек. Вообще я бы сказал, что скрипки Yamaha в ценовом диапазоне 40000-50000р. лучше по "сырому" звуку, для использования просто с наушниками, без дополнительных обработок. Они удобны для домашних занятий. Не зря эти инструменты называются Silent Violin, Silent Viola и Silent Cello. Кстати, многие модели имеют разъём для наушников. Для концертной же практики округлый, уже как бы скомпрессированный и пропущенный через эквалайзер звук совершенно не нужен. Все обработки гораздо легче делать с резким, широкодиапазонным звуком. Такими качествами и обладает мой инструмент.

Электроскрипка: Концертная практика.

На концертах я использую следующую схему подключения:

Подключение электроскрипки

Это даёт отличные результаты по удобству и стабильности даже в случае сбоя в работе радиомониторов в результате помех или отказа батареек. Через мониторную линию на сцене я слышу весь инструментальный поток без вокала, а через радиосистему и наушники — только скрипку. При необходимости наушники можно снять, и тогда можно оценить взаимный баланс скрипки, синтезаторов и минусовки.

Обработки звука

Одной из основных "фишек" моей игры является получение тяжелого звука, вплоть до рифовой электрогитары. Скрипка в этом случае берёт на себя функцию основного ритмического двигателя. Это достигается применением ряда обработок. В качестве основного инструмента я остановился на гитарной педале Zoom G7(около 500$). Разумеется, про использование стандартных пресетов можно сразу забыть. Настройка любой гитарной примочки под скрипку — долгий и кропотливый процесс. Рекомендавать это устройство в качестве универсального я бы не стал, поскольку Zoom даёт характерный, немного цифровой саунд, несмотря на то, что это — ламповая система. Некоторые шутят, что название процессора Zoom как раз и отвечает его zzzzвуку. Но звуковое пространство, в котором работает группа Otto Dix, как раз и отличает контраст живого голоса и электронного звука, так что этот процессор я выбрал не случайно, а в результате сравнения с некоторыми другими моделями именно в контексте специфики группы.

На студийных вариантах песен группы Otto Dix и на некоторых моих записях применялись не только обработки в реальном времени, а и программные примочки. Как правило, это Cubase и соответствующие плагины к нему. В некоторых случаях Слип использовал отдельные элементы, практически сэмплы, котрые я записывал, и работал с ними вручную. В композициях, которые писал я, обработке подвергается, как правило, весь трек целиком.

Дисторшн

Использование дисторшена создаёт ряд трудностей для исполнителя. Скажем, если купить классическую гитару и подключить её через обработку, то результат получится похожим на звук электрогитары. Скрипка же акустическая и электрическая, как и любой другой струнный смычковый инструмент, даёт протяжённый звук, так что дисторшены и другие обработки требуют очень внимательного выбора и точной настройки для применения со скрипкой. Звук как бы компрессируется, к тому же любая обработка факически одноголосная. Так что тут требуется сразу несколько корректив в технике звукоизвлечения:

  • Каждую ноту нужно отрабатывать мощной пальцевой атакой левой руки, а не только смычком, особенно на нисходящих ходах, когда длина струны увеличивается, а энергия колебаний сответственно теряется.
  • Пустые струны лучше постоянно глушить пальцами, иначе резонанс может помешать качественному воспроизведению других нот.
  • При снятии смычка ноты продолжают звучать и тебуют искусственного глушения.
  • Явно слышны все шумы, касания корпуса инструмента и пр., это может быть и помехой, и дополнительным способом атаки звука.
  • Классическая скрипичная вибрация неприемлема, фактически всё vibrato происходит за счёт движения пальца вверх и вниз по струне с максимальным нажимом в крайних точках амплитуды, а не за счёт качания кисти. То есть точка соприкосновения пальца со струной в процессе вибрации не меняется, как и при glissando.

Всё это в какой-то мере напоминает технику и подвижный тонус рук джазовой скрипки.

Кабеля иили радиосистемы?

В процессе игры я много двигаюсь по сцене. Наушники я использую с радиосистемой, так что кабель только один — от скрипки к процессорам. Некоторое время я пытался найти радиосистему и для использования с инструментом, но в ценовой категории до 2000$ не смог найти ничего, что было бы неотличимо от кабеля по звуковому результату. Вокальные системы резали частоты, инструментальные давали потери в качестве, и все они добавляли ощутимые шумы. Положение усложнялось тем, что полученный сигнал я направлял на компрессор и дисторшн, так что от использования такого решения я пока что отказался.

Кабель — один из важнейших элементов вашей системы. Особенно это заметно, когда кабель плохой(
Я использую кабели фирмы Planet Waves усиленной модели, вот такие: Использовал и другие, но все они умирали после десятка-другого концертов, так что постепенно весь парк кабелей унифицировался в результате естественного отбора. Кому-то цена в 1000 рублей (30$) за один кабель может показаться чрезмерной, особенно если в коммутации требуется 10-20 компонентов. Но в концертной практике решение приобретать профессиональную коммутацию является самым надёжным, а в результате и самым дешёвым.

Акустическая скрипка и выбор инструмента.

Скрипка — это произведение искусства. Нет двух одинаковых инструментов, как нет двух одинаковых пар рук.

Выбор инструмента, особенно акустического — сложнейшая задача. Я бы сказал, что требуется активное участие как минимум трёх человек — будущего хозяина инструмента, другого хорошего скрипача (часто это бывают ученик и педагог) и скрипичного мастера. Если скрипку покупает начинающий музыкант, то лучше пригласить двух консультантов: один будет играть, другой — слушать. Выбор подходящего инструмента для скрипача, нацеленного на профессиональную карьеру, может занять несколько лет.

Пробовать инструмент надо только в концертном зале. В небольшом помещении с убогой акустикой средненький инструмент вполне возможно покажет себя лучше значительно более интересного инструмента.

Сколько стоит скрипка.

Помним — скрипка воспитывает скрипача и влияет на формирование слуховых представлений. Хороший инструмент даёт и огромную мотивацию в занятиях. Так что особенно важно обзавестить максимально хорошим инструментом именно в первые годы обучения. На практике происходит, как правило, с точностью до наоборот — у ребёнка в руках оказываются вначале детские скрипки, "половинки" и "трёхчетвертные", которые вообще хорошими бывают крайне редко. К окончанию школы прикупается инструмент баксов за 500. Если занятия музыкой продолжаются, то в училище скрипка уже немного дороже, а в консерватории, если музыкант туда попадает, в руки попадает наконец приличный инструмент, но поздно. Уши привыкли к тембру фабричной "шквары" и руки извлекут привычный плоский звук даже из Страдивари.

С педагогом ровно такая же ситуация — лучше сразу учить правильно, чем переучивать, что в данном случае почти невозможно.

Почему некоторые скрипки стоят больше 1.000.000$ ?.

Скрипки прославленных итальянских мастеров имеют узнаваемые тембры и способность наполнять звуком огромные залы, и это слышно. Когда берёшь такой инструмент в собственные руки, разница с инструментами рангом ниже становится совсем очевидной. В скрипке Гварнери дель Джезу, кажется, немузыкальных звуков нет вовсе. Как будто рядом стоит старый мудрый учитель и исправляет исполнительские огрехи, хотя и не всегда самым очевидным образом.

Разумеется, скрипок Страдивари, Амати и Гварнери не становится больше, с учётом того, что мастера эти умерли 300-400 лет назад. Эти творения оберегаются, поддерживаются в отличном состоянии лучшими мастерами и исключительно редко крадутся по причине идиотизма такого действия — и всё-таки их становится меньше и меньше. Такие инструменты непрерывно растут в цене, становятся объектом вложения денег, и дорожают ещё больше. Отсюда и аукционные цены в много миллионов долларов или евро. Такие инструменты выдаются в аренду музыкантам на отдельные концерты, а игра на таких инструментах даёт больше, чем занятия с десятью педагогами. Не стоит упускать такие возможности, если они вдруг появляются на вашем пути.

Старый или новый инструмент?

Собственно, покупка любого инструмента сопряжена с риском. Старый инструмент может быть неудачно отреставрирван, иметь скрытые дефекты, трещины, червоточины. Новый инструмент подвержен риску деформации дек и потере звуковых качеств в первые несколько лет эксплуатации.

Тут всё зависит от степени доверия к продавцу и эксперту, к которому вы обратитесь за советом. При покупке нового инструмента мастер должен обеспечить пожизненную гарантию на дефекты, связанные с некачественным деревом, лаком или неверным расчётом прочности и деформацией корпуса. Хорошим тоном тут является участие в судьбе каждого созданного инструмента. Показываться с новым инструментом к мастеру нужно регулярно.

Надеюсь, мои советы кому-то окажутся полезны, но не забываем: музыкальный инструмент служит самому абстрактному и субъективному искусству, так что и руководствоваться в выборе нужнов первую очередь своими эмоциями, интуицией и настроением.

Ещё про скрипки в соседней статье

Комментарии, ссылки и дополнения приветствуются!