Пара слов о синтезаторах — программных и аппаратных.

Откуда берётся звук.

При выборе инструмента и комплектующих важно понимать, что в этом вопросе возможно определённое разделение задач. При этом любой из пунктов может отсутствовать, либо несколько пунктов могут быть объединены в один. Итак...

  • НАЖАТИЕ НА КЛАВИШУ...
  • Клавиатура. Правильнее тут написать — средство ввода. Это может быть MIDI клавиатура, электропианино с функцией MIDI, электронные барабаны, либо MIDI-дорожка секвенсора, где "отпечатки" нот были нарисованы мышкой. Даже аудиофайл можно использовать в качестве средства ввода MIDI событий, у примеру пики аудиозаписи живых ударных включают тот или иной сэмпл.
  • Обработка MIDI сообщений, к примеру программа Strum для генерации гитарного "боя", либо различные арпеджиаторы, по определённому алгоритму добавляющие ноты к уже имеющимся.
  • Средство записи MIDI. Дорожка секвенсора позволяет в реальном времени записать данные с клавиатуры или любого другого устройства ввода.
  • Сэмплер либо синтезатор. Это может быть аппаратная приставка с MIDI входом, это может быть программа.
  • Банк сэмплов с собственными настройками. Иногда сложно отделить сэмплер от сэмплов. К примеру, популярная программа Kontakt сама является VST плагином, то есть работает, к примеру, в среде Cubase, при этом позволяет загружать не просто банки сэмплов, а настоящие подпрограммы сторонних производителей с собственными органами управления и настройками, которые в свою очередь содержат описание и банки звуков.
  • Отдельные сэмплы или генерированные звуки. Загрузив фирменный банк звуков, обычно можно перенастроить или заменить любые ноты или целые тембры.
  • Обработки: ревербераторы, эквалайзеры, дисторшены и прочее, программные или аппаратные.
  • Средство записи звука, программа или аппаратное устройство.
  • Встроенные динамики либо внешние колонки.
  • ЗВУК....

И ещё несколько замечаний по теме.

Важно понимать, что в иногда все эти пункты слеплены вместе и не поддаются разделению. Вы нажимаете клавишу на цифровом пианино и слышите звук из встроеного динамика. Возможна и другая крайность, когда каждый пункт представлен отдельным аппаратным устройством или программами различных производителей, причём все перечисленные пункты имеют и "железные", и "софтовые" реализации.

Железо обычно чуть лучше по звуку, но софт дешевле либо вовсе бесплатный. Аппаратура весит килограммы, а программы гигабайты. Аппаратура требует длительного подключения перед выступлением, а аудиокарты и компьютеры постоянно "виснут" от работы сценической световой аппаратуры.

Одной клавиатурой можно играть одновременно на нескольких устройствах, а можно и несколькими клавиатурами управлять одним инструментом. Стоимость хорошей MIDI клавиатуры со взвешенными клавишами, но без какой-либо начинки, превышает цену любительского синтезатора с автоаккомпаниментом, сотнями тембров, динамиками и возможностью записи и программирования. Профессиональные устройства обычно позволяют использовать отдельно любую из своих функций.

Серьёзные программы вроде того же KONTAKT или Hypersonic имеют как версию VST-плагина для работы в Cubase и других аналогичных приложениях, так и самостоятельный вариант программы, который можно использовать на концертном исполнении. Многие банки и инструменты имеют несколько форматов: версии для Kontakt, Reason, SF файл для заливки в аудиокарты и т.д., при этом собственно банк звуков представлен в одном экземпляре и не требует многократной установки.

Так что перед покупкой инструмента или программы важно определиться, что вам нужно, а что — нет. Стабильность на концертах? Возможность расширения? Цена? Вес? "Жирный" звук?

Надеюсь, кому-то было интересно это прочитать. Комментарии приветствуются!