Photoshop и Lightroom.
Средства обработки фотографий.

По запросам Photoshop и Lightroom в любом поисковике вылезет миллион подробнейших статей. Кажется, литература по обработке фотографий скоро станет лучшей детской книгой начиная с младшего школьного возраста. Я не претендую на то, что напишу что-то лучше или полнее, просто расскажу, как работаю сам, результат — в фотоальбомах.

Монитор.

Для получения хорошего результата не помешает приличный монитор. Настоятельно рекомендую двухмониторную систему, это страшно облегчает жизнь. Второй монитор советую брать такого же формата и разрешения, как и первый, но уже не обязательно хороший. Это вполне доступно, и работать на одномониторной системе вы не захотите больше уже никогда. На одном мониторе — кнопочки, на другом — только фотография и ничего больше. Почти все современные видеокарты поддерживают два монитора, разъём подключения второго монитора есть и на ноутбуках.

Формат файла.

Если вы используете любую зеркалку, то формат для вас один — RAW (он же NEF), ещё это называется "сырой" формат (лезем в меню камеры, выбираем качество снимка raw или nef). Есть ещё некоторый смысл снимать в JPG+RAW, я именно так и делаю, это даёт возможность быстрого предпросмотра результата. Использовать JPG как единственный вариант я считаю глупым, поскольку никакой коррекции с этим форматом произвести практически не получиться. Проще говоря, в JPG содержится только видимая информация, а в RAW — избыточная, которая позволит уже после съёмки произвести существенные исправления результата. Формат файла TIFF при имеющемся сыром формате — маркетинговый прикол, поскольку файл намного больше по размеру, медленнее обрабатывается и записывается, но при этом даёт существенно меньше возможностей для коррекции. Он может быть нужен в бредовой ситуации, когда вам надо распечатать прямо с фотоаппарата картинку огромного размера, а двайвера для NEF/RAW у вас нет.

Выбор кадров.

Выбор из массы кадров того, что станет частью сайта, фотоальбома или будет выдано заказчику — сложная и творческая задача.

Если вы снимаете не постоянно, а от случая к случаю, или занимаетесь этим не очень долго, скажем годик, то показывайте всем 1 кадр из фотосессии, и все будут считать вас отличным фотографом. Съездили на неделю в Испанию, привезли 2 флэшки по 16Гб, потратили 2 дня на внимательный разбор, выбрали 100 кадров, потом из них 50, а повесили в альбом 11 фотографий. Вот это правильный путь. Тогда в следующий раз хороших кадров будет уже 15.

Мой непрофессионализм (или моё отличие от профессионалов более высокого класса), на мой взгляд, выражается как раз в том, что процент приличных кадров сравнительно невелик. C другой стороны, я что-то не видел, чтобы кто-то из фотографов раскрывал о себе такую информацию (мне было б страшно интересно), но я смело напишу про себя:

  • Сессия студийной съёмки, часа 3-4, скажем, даст 500 кадров ( ≈100 позиций, в среднем 5 дублей на ракурс), полезный выхлоп кадров 20-30. Хороший результат — 50. Оригинальных кадров, которые запоминаются (если они вообще будут) наберётся 2-3. Обработка такого материанла, как правило — 6-8 часов.
  • Сессия студийной съёмки для плаката+афиши+обложки диска — это долгий процесс обдумывания, затем 2-3 дня непрерывной съёмки (когда Слип с Драу приезжают ко мне в 10 утра и уезжают на такси в 4 часа ночи) и 2-3 дня на обработку материала. Хотя тут речь идёт о сложных технических приёмах, монтаже, это требуют времени.
  • Пейзажи. Тут обычно зависит от настроения. Если удачное место и время, бывает несколько очень удачных кадров подряд, а бывает, что и за день — абсолютно ничего, кроме фоток типа "я тут был", которые стираются прямо из аппарата.
  • Съёмка концертов — специфический процесс. Очень много зависит от освещения, точки съёмки и качества аппаратуры. Часто бывает, что с целого концерта ничего достойного просто нет — скажем, очень высокая сцена. Хотя на концертах я, возможно, просто отвлекаюсь и начинаю слушать)
  • На фестах типа WGT процент классных кадров приближается к 50%, потому что везде светло и все выглядят предельно креативно. Кроме того, алкоголь и присутствие сотен других фотографов начисто снимают любую скованность в позировании, что в портретной фотографии является задачей номер один.

За месяц тура привожу, как правило, гигабайт 50, которые распределяю затем на пару альбомов.

Лучшими своими фотографиями считаю городские пейзажи, заброшенные дома и тому подобное, но эти работы пока что никогда и нигде не вывешивал. Дело в том, что там вся соль в мелких деталях и нюансах, которые на мониторе (особенно небольшом) совсем не будут смотреться, их надо печатать большим форматом. Возможно, сделаю как-нибудь выставку, если наберу кадров 50 таких.

Обработка файлов.

Если у вас PC и Winwows, то проблема выбора программы не стоит — одной проблемой меньше. Предварительная обработка в Adobe Lightroom, монтаж и фильтры в Photoshop.

Lightroom

Есть распространённое мнение, что цифровая фотография "неестественная" по сравнению с плёночной. Я думаю, нет принципиальной разницы, сидеть с проявителями и бритвой, или ползать мышкой по коврику. Главное — результат.

Есть и ещё одно мнение: если цифровая фотография слита прямо с аппарата, то она "правильная", а если покрутили настройки RAW-файла в Lightroom, скажем, то это уже "химия". Думаю, это тоже чепуха, потому что каждая фотография всегда имеет некий баланс цветов, тот или иной уровень контраста и ту или иную настройку шарпенинга и проч. Конечно, лучше, когда эти настройки делает человек, редактируя RAW файл в соответствии с художественным замыслом, нежели процессор камеры в автоматическом режиме.

Какие возможности даёт Lightroom? Вот какие вариации можно получить (за 5 минут, не больше) из ОДНОГО файла средствами этой полезной программы (пользовался только "крутилками", ничего не раскрашивая и не ретушируя).

lightroom filters

Чем лучше исходная фотография — тем больше доступно вариаций при обработке.

Исправлять технические недостатки фотографии (к примеру, слишком тёмный или слишком светлый кадр) тоже нужно в Lightroom из файла RAW/NEF.

Photoshop.

Освоить всё, что есть там и в дополнительных плагинах, не хватит жизни. Даже если вы математик, фотограф и специалист по обработке изображений. С фотошопом я работаю в основном при создании промо-материалов (плакатов, афиш и прочего). Как правило, происходит склейка нескольких кадров, как например тут:

draw большого формата

Дистанционная съёмка и stop-motion.

Ещё иногда использую программу Dragon Stop Motion, которая изначально сделана для работы аниматоров и мультипликаторов. Программа умеет управлять дистанционно (через USB) почти любой камерой, какие только есть на рынке — от дешёвых мыльниц до профессиональных зеркалок, и поддерживает несколько полезных режимов. Программа сливает через USB кадр за кадром (флешку можно в камеру даже не вставлять) и пишет на выбранный раздел HDD. Вообще программа предназначена для монтажа видео из отдельных кадров, однако путём нехитрых действий можно извлечь RAW файлы из соответствующего каталога. Ещё стоит отметить, что эта программа имеет самый дебильный интерфейс, какой я только видел в своей жизни, так что работать с ней на одном мониторе практически невозможно. Зачем она нужна мне:

  • Можно поставить камеру на штатив и совсем её не трогать, нажимая вместо спуска Enter. Полезно для предметной съёмки, особенно если камера висит под потолком, а натюрморт разложен на полу.
  • C помощью программы можно делать брекетинг по любому параметру или даже по нескольким. То есть снимать серии из нескольких кадров с разной диафрагмой, выдержкой, ISO и даже писать файлы в разные форматы.
  • Через пару секунд после срабатывания затвора видно кадр на мониторе (22 дюйма дают больше представления о картинке, чем экранчик аппарата).
  • Можно запрограммировать систему снимать очень много кадров через равные промежутки времени. Жаль, что у меня не было такой штуки, когда я ловил молнии.
  • Ну и наконец для съёмки анимации и stop-motion. Этим я тоже немного занимаюсь, но пока нахожусь на стадии эксперимента.
  • А ещё для работы со светописью, когда прорисовываешь точечным источником света отдельные элементы кадра. Я снимаю в такой технике и потом монтирую много-много кадров в один, скажем вот:
otto dix большой формат

Комментарии приветствуются!