Нужно отметить, что данный материал — это изложение исключительно моей точки зрения, обусловленной моими предпочтениями и опытом. Ну и тут вы найдёте ответ на вопрос,который мне часто задают — каким аппаратом пользуюсь я?
Первым цифровиком, который я взял в руки (году в 2000) был Canon G1. Много поездил по миру с Sony 717 (пока не ограбили в Перу). А тем временем цифровые зеркалки постепенно дешевели и с финансового эквивалента приличного автомобиля опустились до нынешнего уровня. C тех пор для меня остались только два брэнда — Canon и Nikon.
Выскажусь я только по поводу «зеркалок», поскольку покупая самую дорогую «мыльницу», вы всё равно никогда не приблизитесь по качеству к самому дешёвому зеркальному аппарату. А владельцы Leica это всё равно читать не будут, так что дальномерки не в счёт.
Профессиональный аппарат — это аппарат, который отвечает техническим запросам для реализации конкретной творческой задачи. Это может быть и мыльница за 100$, если из кадра нужно сделать иконку для сайта. Просто профессионал, как правило, покупает то, что ему нужно, и цена не является основным критерием в выборе техники. Когда знаешь, что тебе нужно, то проще выбрать, за что платить, а за что нет. Попробую описать мои критерии в выборе фототехники.
Я бы сказал, что главное — это объектив. Отличный объектив даёт фотографу огромные творческие возможности и компенсирует многие недостатки аппарата, но не наоборот. Я настоятельно рекомендую при покупке аппарата начать выбор с объектива и прикинуть, какие объективы можно будет купить в дальнейшем.
Скажем, что можно получить объективом, идущим в комплекте с D40 (Kit 18-55мм), установленным на фокусное расстояние 50мм с максимально открытой для него диафрагмой F5.3 и объективом 50мм F1.4, если все остальные установки на аппарате не трогать.
Разумеется, это сравнение очевидно для любого, у кого есть в арсенале хотя бы два объектива. Между объективами существует и более тонкая разница. Цена на одинаковые по характеристикам объективы может отличаться в разы в зависимости от производителя, и обычно эта разница оправдана и хорошо видна.
Ещё один маленький пример. Ниже вывешены фотографии с двух объективов, имеющих почти одинаковые характеристики: Tokina 80-200 F4 и Rokinon 80-200 F4.5. Я специально решил сравнить не топовые модели, а именно эти супердешёвые объективы, скажем Rokinon я купил в комиссионном магазине в Берлине за 40 евро. Оба они очень похожи по конструктиву — однокольцевые зумы. Но разница видна даже на таких маленьких картинках, причём сказать однозначно, что лучше, а что хуже, нельзя. Зависит от задачи съёмки.
Вывод: выбор объектива и его настроек — художественная задача, а аппарат — больше технический и финансовый вопрос.
Что мы имеем? Фактически, разница между аппаратами разной ценовой категории выявляется в основном при экстремальных условиях съёмки: очень темно, очень быстро, очень долго, очень пыльно или мокро, огромный формат печати.
В некоторых случаях мы имеем нестандартный микс. Скажем, цифровые фотоаппараты Leica в Москве стоят от 60000р, удобство весьма сомнительно, скорость никакая, цена объектива огромная, но при этом — великолепная картинка и сверхмалый размер аппарата.
Мой любимый аппарат — Nikon D40 с объективом 50/1.4. Этим набором я снимаю 70% всех кадров, практически все отчёты о турах группы Otto Dix (вот, например) и большинство промо-материалов, скажем всё это или это:
Аппарат сейчас уже не производится, но на момент покупки был самой дешёвой цифровой зеркалкой — около 500$. Известный тестер Ken Rockwell назвал как-то эту камеру лучшей по соотношению цена/качество.
D40 не только самый дешёвый, но и самый маленький. В поездках и прогулках это огромный плюс. Хотя, конечно, при плохом освещении этим аппаратом можно снимать разве что для интернетного отчёта. Вот он (слева) и Canon 30D, который я тоже использую. Canon тоже не очень большой, но Nikon с этим объективом вообще влезает в карман куртки.
Для разворота в журнале или для плакатов A3 беру Nikon D700 (это уже 75000р без объектива), к примеру вот или вот это:
Для печати большого формата с очень высоким качеством нужно высокое разрешение картинки, никуда не денешься. Этот кадр я делал, освещая нас (каждого в отдельности) крутящимся лазером на специальном штативе. Весь кадр — 7730px на 5466px. Увеличенный кусочек плаката:
Про мой любимый объектив скажу отдельно. Судя по серийному номеру, он выпущен в 1975 году. Он отлично сохранился (объективы вообще не имеют срока годности и при аккуратном использовании никак не портятся). Купил я его несколько лет назад за стандартную для такого стекла цену 100$, хотя и пришлось поискать. Я сравнивал его с несколькими аналогами — 2010 года (16000р за новый) и 80х годов. Мой чуть темнее, но лучше по картинке. Разумеется, я пользуюсь и другими объективами, но именно этот штатно накручен на камеру и ездит со мной везде и всегда. Этот объектив неавтофокусный (как и многие современные профессиональные объективы), а с камерой D40 ещё и нет автоматической экспозиции, всё крутим ручками, как на Зените. Но зато в кармане аппарат, которым при хороших условиях освещения можно сделать кадр совершенно профессионального качества. Вот объектив:
Покупаем за 5$ оборотное кольцо (никакого колдовства) и смело навинчиваем объектив на аппарат задом наперёд. Получаем такую картинку:
Это всё тот же объектив за 100$. Кусочек кадра покрупнее:
Поляризационный фильтр, настоятельно рекомендую для всех съёмок при естественном освещении. Сравниваем: с ним и без него. Объектив всё тот же.
Отвечаю на вопрос, который перетирался на куче форумов: да, на все цифровые зеркалки Nikon подходят все объективы Nikon (Nikkor), выпущенные за последние 50 с лишним лет. C 1959 года байонет F не менялся, это круто. Возможно, потребуется лёгкая доводка напильником (не шутка, на некоторых старых объективах надо чуть укоротить кольцо). И на дешёвых камерах (типа D40) с некоторыми объективами придётся крутить автофокус и экспозицию ручками, а не автоматом. Но зато около 900? если не ошибаюсь, типов, конструкций и моделей объективов Nikkor в вашем распоряжении + ещё несколько сотен от сторонних производителей.
Покупая зеркальный фотоаппарат, вы выбираете платформу с возможностью апгрейда. Сначала берёте Kit, потом покупаете ещё пару объективов, потом меняете аппарат, потом переходите на объективы проф. уровня. Чем хороши Nikon и Canon:
Canon поменял байонет, и старые объективы Canon нельзя нацепить на новый цифровик, а на Никон идёт всё с надписью Nikon, Nikkor и даже Nippon Kogaku 50-какого-то года. Но у Canon пожалуй поинтереснее функционал камер и новых объективов.
Резьба объективов, направление рычага включения и расположение дополнительных элементов управления в Никоне и Кэноне сделано в противоположные стороны. Забавно пользоваться двумя аппаратами сразу, как это иногда делаю я.
Есть переходники для накручивания супердешёвых великолепного качества старых линз Nikon на зеркалки Canon:
Выбор между Кэноном и Никоном — вопрос веры. Аминь.
Штатив. В поездки вожу маленький, но очень прочный триподик Manfrotto. Manfrotto — фирма номер 1 по штативам. Этот триподик выдерживает любой объектив, в отличие от аналогов из супермаркета электроники. Вот он на фотографии и рядом — со своим старшим братом, который живёт у меня в студии, весит 7Кг и никуда не ездит.
Про студийный свет и про обработку фотографий будет отдельный разговор.
Ещё можно почитать про матрицы и мегапиксели.
Комментарии приветствуются!